5. 12 Мифов про рак

12 Мифов про рак

Устаревшие представления о причинах развития рака и его лечении могут приводить к необоснованным опасениям, отказу от терапии и потере ценного времени. Разбираем самые популярные мифы об онкозаболеваниях. Почему им пора перестать верить?

1. Эффективного лечения нет, рак всегда возвращается

Большинство видов рака поддаются лечению, которое позволяет добиться стойкой ремиссии. С каждым годом исследования, профилактика, скрининг, раннее выявление и новые методы лечения помогают подавляющему большинству пациентов жить дольше и более качественно.

2. Рак заразен

Заразиться раком нельзя. Прикасаться к человеку с онкозаболеванием и даже быть с ним в интимной близости безопасно. К тому же, поддержка в таких ситуациях очень важна. Рак не заразен, но некоторые вирусы и бактерии могут повышать риск его развития, в том числе ВПЧ (рак шейки матки и другие), вирус гепатита В, С (рак печени) и бактерия Helicobacter pylori (рак желудка).

3. Рак всегда передается по наследству

Лишь 5-10 процентов онкозаболеваний обусловлены отягощенной наследственностью. В остальных случаях развитие болезни связано с накоплением в течение жизни спонтанных генетических мутаций под воздействием рациона питания, образа жизни, уровня физической нагрузки, веса, наличия вредных привычек, окружающей среды, воздействия вредных веществ и других факторов.

4. Лечение рака — хуже болезни

Препараты постоянно совершенствуются, а лечение сопровождается высококачественной поддерживающей терапией. У пациентов реже бывает тошнота или другие серьезные побочные эффекты. Лечение назначается с учетом большого количества факторов и проводится тогда, когда потенциальная польза превышает вред.

5. Биопсии или операции вызывают распространение рака

Современные хирурги умеют проводить операции качественно и не допускать распространения рака. Воздействие воздуха не может вызвать рост и распространение опухоли. На это влияют тип опухоли, ее агрессивность, стадия, доступность качественного лечения и другие факторы.

6. Лучевая терапия опасна и делает людей радиоактивными

Лучевая терапия не может вызвать рак: это точечное и ограниченное воздействие очень малыми дозами излучения. Люди не становятся радиоактивными: излучение не остается в организме. Быть рядом с человеком в большинстве случаев безопасно. Избегать близкого контакта стоит лишь иногда, например, во время терапии радиоактивным йодом при раке щитовидной железы.

7. Мое настроение не повлияет на исход болезни

Рак не вызывается негативными мыслями, а лечение и правда может быть тяжелым и утомительным. Переживание целого ряда эмоций — это нормально. Тем менее доказано, что поддержка и проживание опыта вместе с близкими помогают легче переносить лечение.

8. После химии волосы больше никогда не отрастут

В 99% случаев волосы возвращаются, хотя они могут иметь другую текстуру или даже цвет. Восстановление может занять от трех до пяти месяцев. Кроме того, сегодня уже доступен метод сохранения волос через охлаждение кожи головы.

9. Сахар ускоряет рост опухолевых клеток

Хотя исследования показали, что раковые клетки потребляют больше глюкозы, чем здоровые, влияние сахара на рост опухоли не доказано. И все же его употребление ведет к набору веса, одному из общеизвестных онкогенных факторов.

10. Мобильные телефоны, линии электропередач и микроволновки вызывают рак

Низкочастотная энергия телефонов и линий электропередач не повреждает гены. А микроволны относятся к одному из видов неионизирующего излучения, из которых опасен только ультрафиолет. Микроволны не делают пищу радиоактивной.

11. Зеленый чай снижает риск развития рака

Доказательства ограничены. Теоретически это возможно благодаря антиоксидантам, но нужно было бы пить так много чая, что дискомфорт в жкт и повышение уровня ферментов печени были бы обеспечены.

12. Есть растительные продукты, которые вылечивают рак

Ни один растительный продукт не доказал свою эффективность в лечении рака. Некоторые даже могут быть вредными во время лучевой или химиотерапии, снижая эффективность лечения.

Статья подготовлена совместно с онкологом-химиотерапевтом Полиной Шило.