Логотип клиники 'Лахта Клиника'
+7 (812) 660-28-68
записаться
  1. Главная
  2.   |  
  3. Медиацентр
  4.   |  
  5. Тест на доказательность
читать блог

Тест на доказательность.

Тест на доказательность

 

Вот только не надо думать, что наши врачи это просто хорошие ремесленники. Они, на самом деле, на острие атаки против рака и участвуют в международных исследовательских группах.

 

 

Еще в сентябре химиотерапевт Мария Степанова с коллегами из КНПЦ была на конференции по раку легкого IASLC 20th World Conference on Lung Cancer (WCLC 2019). По мощности и влиянию это как съезды Европейского общества медицинской онкологии (ESMO) или Американского общества клинической онкологии (ASCO), только более локально — для торакальных онкологов.

 

 

Встретились и расспросили Марию Леонидовну, что они там делали и во имя чего.

 

Как стартапы, только круче

Чтобы представить свое исследование на WCLC, нужно отправить текст научной работы на двухмесячное рассмотрение комиссии. Потом, если вы молодец, вас приглашают либо выступить с докладом, либо представить постер исследования на выставке или в электронном виде. Постер — это краткая аннотация работы (цели, задачи, методы исследования и т. д.) с иллюстрациями, схемами и графиками и прочими спецэффектами.

На конференции под это дело даже выделяют время, когда никто не читает доклады, и можно пару-тройку часов бродить среди постеров и искать родственные души. При этом, не обязательно самому представлять исследование — участвовать можно и в качестве простого слушателя.

— Крутость и интересность твоей работы определяется количеством народа, которое ты смог собрать у своего постера. Ну то есть если за два дня к тебе подошло два человека — скорее всего, есть над чем работать. Я больше всего боялась, что коллегам будет не интересно: ты стоишь, как дурак, а все просто проходят мимо… Хорошо, что этого не случилось!

 

Мария с коллегой представляли два постера. Оба связаны с жидкой биопсией.

Маленький постер — большие дела

Команда в клинике КНПЦ изучала роль жидкой биопсии в лечении немелкоклеточного рака легкого (НМРЛ) и ее предиктивное (предсказательное) значение у пациентов, получающих таргетную терапию. Они оценивали роль циркулирующей опухолевой ДНК (цоДНК) у больных с НМРЛ и прогностическое значение исчезновения цоДНК на фоне таргетной терапии.

Вообще, жидкая биопсия изучается не первый год. Этот метод диагностики менее инвазивный и наиболее перспективный в плане изучения и внедрения в повсеместную медицинскую практику. За рубежом уже опубликованы десятки исследований. например, в июне этого года на ASCO был постерный доклад о результатах исследования, в котором участвовало 247 пациентов, получающих Осимертиниб (ингибитор третьего поколения). КНПЦ решили повторить исследование и подтвердить гипотезу коллег.

 

— Мы провели анализ крови пациентов до начала первой линии терапии, и у всех была 100% мутация. Через два месяца ХТ мы взяли кровь еще раз: результаты анализа показали, что у части пациентов мутация исчезла, а у части — осталась и просто продолжала циркулировать в крови. Потом мы посмотрели, как это связано со временем без прогрессирования, и вот что было интересно: если на фоне терапии мутация в крови остается, прогноз ухудшается.
— Насколько такая диагностика лучше или хуже обычной гистологии, к которой все привыкли?
— Гистология долгое время была и остается “золотым стандартом”, но иногда, если мы берем кусочек ткани и смотрим на нее в микроскоп, это все равно что смотреть на слона: ты смотришь на его ноги и видишь только их. В случае с жидкой биопсией мы можем увидеть все, что происходит с организмом (если это метод полногеномного секвенирования).

У жидкой биопсии есть и минусы — иногда она показывает мутацию, которой нет. Поэтому мировое медицинское сообщество решило использовать жидкую биопсию, если “классическую” организм пациента может попросту не перенести. Однако, решить эту проблему могут качественные реактивы, которые для российского рынка (пока что) непосильно дорогие.

— Российским образцам, например, для ответа требуется больше циркулирующей ДНК в плазме, в то время как зарубежным наборам хватает менее 5%. Вот и получается: если у тебя есть хорошая аппаратура и наборы для выделения мутации, ты на коне. В остальных случаях сделай биопсию, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз.

Когда польза исследования мотивирует рынок

Второй постер, оценивающий предиктивную значимость цоДНК у больных НМРЛ, тесно связан с первым:

— Молекулярная генетика активно развивается во всем мире: появляются новые препараты, блокирующие мутации. Но мы столкнулись с вот какой проблемой: в группе пациентов с одной и той же мутацией одни получают препарат (тоже один и тот же, оригинальный) 6 месяцев, а другие — 2 года. Почему так происходит — пока точно не известно, и в настоящее время, поиск факторов влияющих на это — попытка если не понять причину, то спрогнозировать ее вероятность. И в зависимости от прогноза вовремя скорректировать лечение.

Метод выделения циркулирующей ДНК пока что только тестируется в научных центрах. Он уже есть в стандартных гайдах, но еще не внесен в них как предиктивный метод. Его пользу в КНПЦ продемонстрировали на небольшой группе пациентов — всего 22 человека. Почему так мало? Все дело в стоимости Осиметриниба — около 500 тыс. руб. за пачку, которой хватает на месяц.

— Сейчас таких пациентов становится больше. Во-первых, потому что увеличивается финансирование, а во-вторых — компания-производитель заявила, что снизит стоимость препарата почти в два раза. И это отличные новости для всех.

Беседовала Дарья Семеина

Записаться на приём

Санкт-Петербург, ул. Дибуновская д.50Как добраться
ул. Дибуновская д.50 Санкт-Петербург +7 (812) 660-28-68 [email protected]

Ежедневно с 9:00 до 21:00

Оставьте свой номер телефона и мы перезвоним вам в рабочее время клиники.