5. Грудное вскармливание после лечения рака молочной железы

Грудное вскармливание после лечения рака молочной железы

Безопасно ли кормить грудью после выхода в ремиссию, каковы правила кормления, можно ли начинать ГВ еще на этапе лечения и вообще есть ли связь между кормлением и риском развития рака груди? Отвечает врач-онколог-маммолог Алина Никитина-Душанова.

Может ли ГВ повысить риск рецидива

По данным исследований, беременность и кормление не увеличивают риск рецидива. Даже наоборот, женщины, которые когда-либо кормили грудью, имеют меньшие риски, чем те, кто никогда этого не делал.

Как показало одно из исследований, у женщин, кормивших грудью после успешного завершения лечения, риск рецидива РМЖ был ниже примерно на 30%. Конечно, здесь важно учитывать, что при разных подтипах опухоли риски будут несколько отличаться.

Допустимо ли кормить пролеченной грудью

Грудное вскармливание после органосохраняющего лечения РМЖ не противопоказано. Женщина может кормить пролеченной грудью, если у нее получается. Это безопасно. Главное — индивидуально подходить к тому, как происходит лактация со здоровой и пролеченной стороны.

Иногда количество и качество грудного молока, производимого пролеченной грудью, может быть недостаточным. Если же с той стороны, где была проведена операция или лучевая терапия, лактация сохранилась, пусть даже молока немного меньше, женщина может спокойно кормить этой грудью вместе со здоровой.

Можно ли кормить грудью, если лечение еще не завершено

Смотря на каком этапе лечения находится женщина. Грудное вскармливание не рекомендовано во время активного лечения химиотерапией и эндокринной терапией или в течение 6 месяцев после завершения таргетной терапии трастузумабом или пертузумабом.

Помним, что всегда можно обратиться к сайту e-lactancia и проверить совместимость лекарственного препарата с грудным вскармливанием.

Правда ли, что ГВ в целом снижает риск развития рака молочной железы

Да, но дело не в самой лактации, а в сопутствующих моментах.

В период ГВ женщины старается вести здоровый образ жизни, быть более активной, не употребляет алкоголь, не курит. Кроме того, один из предполагаемых механизмов защитного эффекта ГВ – изменение гормонального фона, что приводит к отсутствию овуляции и снижению уровня женских половых гормонов (эстрогенов), тем самым уменьшается их влияние на ткани молочных желез.

И все же рак груди — многофакторное заболевание. Лактация может снизить риски, но не полностью исключить их. Поэтому всем женщинам независимо от опыта грудного вскармливания рекомендуется проходить профилактические обследования.

• До 39 лет делать УЗИ молочных желез и регионарных лимфоузлов не реже 1 раза в 2 года.
  • С 39-40 лет проходить маммографию с консультацией онколога-маммолога также не реже 1 раза в 2 года.
  • При наличии дополнительных рисков развития РМЖ, исследования и их частота обсуждаются индивидуально.