5. Как распространяется рак. Стадии и механизм метастазирования

Как распространяется рак. Стадии и механизм метастазирования

Для прогрессирования болезни нужно время, которое может быть эффективно использовано против нее. Как бы ни было тревожно, возможно, стоит узнать о механизмах роста и распространения опухолей побольше, чтобы лучше понимать, с чем мы имеем дело. Как онкологи определяют стадии заболевания? Как устроены процессы прорастания и отсеивания опухолевых клеток?

Как определяются стадии заболевания

Врачи во всем мире определяют стадию, исходя из сочетания трех индексов TNM:

• T - размер и распространение опухоли: степень от 1 до 4
  • N - вовлечены ли лимфоузлы: степень от 0 до 3
  • M - есть ли метастазы: от 0 до 1 (да или нет)

Например: T2N1M0

• I — опухоль небольшая и находится в пределах одного органа, N0, M0
  • II — размер опухоли больше, N0 (чаще, но зависит от диагноза), M0
  • III — крупная исходная опухоль, N1 и выше, M0
  • IV стадия — появились метастазы

Классификация применима не ко всем видам опухолей.

Как связаны стадия и прогноз

Неверно утверждение, что все опухоли развиваются, последовательно переходя по этапам из 1 во 2, в 3 и 4 стадию. Безусловно, чем дольше пациент не получает лечение, тем больше тканей и органов вовлекаются в онкологический процесс. Как правило, чем выше стадия, тем хуже прогноз. Но эффективность лечения часто зависит не столько от стадии, сколько от типа опухоли, доступности наиболее эффективного в конкретном случае лечения и общего состояния организма пациента. К примеру, шансы вылечить лимфому Ходжкина даже на IV стадии составляют 80%.

Пути и этапы метастазирования опухолей

У злокачественных клеток снижена необходимость «плотного контакта» друг с другом, они не «запрограммированы» образовывать какой-то конкретный орган и иметь ограниченную форму и размер. Из-за этого они могут формировать образования разных размеров, прорастать (инвазия) в соседние органы и отсеиваться (метастазирование) в отдаленные части тела, формируя там новые очаги.

Инвазия

Клетки опухоли выделяют особые ферменты, которые помогают им эффективно разрушать соседние ткани (отсюда кровотечения или боль), проникая в различные органы и создавая собственную сеть питающих ее кровеносных сосудов.

Метастазирование

Процесс метастазирования тоже делится на стадии. Инвазируя, клетки опухоли попадают в общий кровоток организма, ища новое место для прикрепления, а затем начинают расти, делиться, создавая метастаз. Обычно они выбирают органы с развитой кровеносной системой, но медленным кровотоком. Чаще всего метастазы локализуются в печени, легких, костях и головном мозге.

От чего еще зависит прогноз

На прогноз влияет стадия и тип опухоли, общее состояние здоровья, но не только. Каждый человек и болезнь уникальны. Иногда значение могут иметь факторы, недоступные для нашего понимания. Как бы ни было, качественная терапия и паллиативная помощь помогают значительно замедлить развитие болезни, облегчить состояние человека и повысить его качество жизни.

Статья подготовлена совместно с врачем-онкологом Полиной Шило.