5. Каким должно быть питание онкопациентов?

Каким должно быть питание онкопациентов?

Люди, проходящие лечение, часто задаются вопросами о том, каким должно быть их питание. Может ли рацион влиять на результат терапии? Какие продукты наиболее полезны? Какие запрещены? Можно ли пить добавки, травы, употреблять алкоголь? Из-за чего может меняться вкус и запах продуктов и что с этим делать? Вредно ли голодать? Отвечает онколог-химиотерапевт.

О важности питания

Питание играет почти что ведущую роль в терапии: мешать лечению могут и избыток, и недостаток массы тела. У истощенного, ослабленного человека осложнения при той же стадии болезни, скорее всего, будут более выраженными. Рацион влияет на самочувствие и состояние, так что важно определить цели питания. При опухоли ЖКТ зачастую необходимо набрать вес или удержать его, а при раке молочной железы или опухоли яичников — сохранить или снизить. То же касается побочных эффектов. При склонности к запорам или, наоборот, диарее мы корректируем питание, чтобы облегчить состояние пациента. Еще одна задача питания — дать человеку силы и помочь ему сохранить, насколько это возможно, свою активную деятельность.

Полезные и запрещенные продукты

Потенциально опасных или наоборот анти-канцерогенных продуктов нет. Сахар не вызывает онкологических заболеваний, а чтобы спровоцировать колоректальный рак, человек должен съесть очень большое количество мяса. Питание должно быть максимально разнообразным и сбалансированным по соотношению белков, жиров и углеводов. Важно не только есть, но и пить. Жидкость очень важна для поддержки хорошего самочувствия.

Особенности питания на химиотерапии

Обычно после химиотерапии нужно есть немного больше белка, чем обычно. Белок можно получить не только из мяса — часто к нему возникает отвращение — а еще из рыбы, творога, яиц и других продуктов. Некоторые продукты могут не сочетаться с теми или иными противоопухолевыми препаратами. К примеру, иногда могут быть запрещены грейпфруты или ограничено общее употребление цитрусовых. Лечащий врач всегда предупреждает об этом.

Про различные добавки

Рекомендуется по возможности получать все необходимые вещества из пищи. Прежде чем начинать пить добавки, обязательно посоветуйтесь со своим лечащим врачом.

Про травы

Многие травы не сочетаются с противоопухолевыми препаратами. Бесконтрольный прием трав или ядов может сбивать показатели и вынуждать врача отсрочить лекарственную терапию.

Про алкоголь

Употребление алкоголя допустимо, но в небольшом количестве. Организм и так испытывает колоссальные нагрузки во время химиотерапии.

Про правильную обработку пищи

Лечение снижает количество лейкоцитов, которые обычно помогают нам бороться с инфекциями. Рекомендуется отказаться от сырой или недоваренной пищи, в том числе овощей и фруктов, яиц всмятку и тому подобного.

Изменение вкусов и запахов: почему и как справиться

Обычно это побочный эффект лекарственного лечения. Ряд препаратов может сделать вкус продуктов металлическим, а длительное состояние тошноты вызывать отвращение к тому или иному продукту. Самое важное, чтобы пища была комфортной. Если тошнит, можно добавлять в рацион что-нибудь кислое, например пить чай / воду с лимоном или рассасывать имбирь. Если горько или вкус металлический, иногда помогает дробное питание маленькими порциями, также можно попробовать найти продукт, вызывающий наименьшее отвращение.

Про голодание

Всего должно быть в меру. Привычку к интервальному питанию можно сохранить, но полный отказ от еды опасен. Еда дает силы и помогает клеткам, в том числе лейкоцитам, восстанавливаться. Голодание может привести к еще большему снижению массы тела, усилить осложнения, слабость и помешать начать терапию вовремя.