5. Когда симптоматическая терапия может предшествовать лечению

Когда симптоматическая терапия может предшествовать лечению

О том, что такое симптоматическая терапия и какое место она занимает в процессе лечения онкопациентов, рассказала онколог-химиотерапевт Полина Шило.

Как выглядит лечение от онкологического заболевания в массовом сознании? Человек проходит тяжелую длительную терапию и, если попадется неплохой врач, получает какие-то лекарства для частичного снижения побочных эффектов.

На самом деле современные подходы к противоопухолевой терапии предполагают комплексную помощь и обязательное получение пациентом симптоматического лечения, направленного на улучшение самочувствия и качества жизни.

Симптоматическая, поддерживающая терапия в идеале должна предоставляться на любой стадии заболевания, этапах лечения и в любом возрасте. В любой ситуации, когда уже есть или могут возникнуть симптомы, которые можно купировать. То есть да, такая помощь может быть превентивной.

Например, уже после первой встречи с пациентом мы можем начать работать с симптомами, которые ухудшают самочувствие или не дают сразу начать лечение. Например, болью, недостатком массы тела, тяжелой анемией, тошнотой, диареей, различным дискомфортом и так далее. И назначить препараты, которые подготовят организм к терапии и снизят вероятность развития побочных эффектов.

Симптоматическая терапия продолжается и во время лечения для купирования симптомов, осложнений, контроля сопутствующих хронических заболеваний.

Помимо тошноты и диареи мы помогаем справляться с болью в суставах, кожной токсичностью (акнеподобные высыпания, сухость, зуд), слабостью, усталостью, проблемами с пищеварением и другими симптомами.

Иногда лечить и облегчать состояние может один и тот же врач, если у него достаточно компетенций, или сразу несколько.

К примеру, нам в Lahta Onco принцип командной работы позволяет привлекать нутрициолога, кардиолога, эндокринолога, врача паллиативной помощи и других специалистов при необходимости.

В зарубежной практике симптоматическую терапию также называют comfort care или early palliative care. На западе термин паллиативная помощь (от лат. pallium – покрывало) воспринимается совсем иначе, чем у нас, и не ассоциируется с прекращением «настоящего» лечения и концом жизни.

К сожалению, отличие в понимании термина связано, в том числе с тем, что в России качественная симптоматическая поддержка доступна далеко не всем пациентам. Хороших врачей паллиативной помощи немного, а онкологам часто не хватает ресурсов и знаний. Здорово, если вы сможете проконсультироваться с паллиативным врачом высокого уровня до начала лечения.

Хороший онколог может помочь, но наши компетенции и компетенции таких специалистов несколько отличаются, особенно если речь идет о поздних стадиях заболевания. Чтобы наиболее эффективно помогать таким пациентам, мы ведем их вместе с выездной паллиативной службой «Хоспис на дому».

Сотрудники и волонтеры службы помогают человеку получать обезболивающие и другие лекарства на дому, оказывают психологическую и уходовую поддержку, обучают этому близких, учат знать и защищать свои права.

Для нас очень важно, чтобы лечение было для вас максимально комфортным. По некоторым данным, контроль над симптомами, поддержка и улучшение качества жизни могут улучшать прогноз выживаемости.