5. Командная работа в лечении онкологии

Командная работа в лечении онкологии

Лечение онкологических пациентов часто требует командной работы нескольких специалистов, которые могут совместно обсудить его состояние, возможные риски и выбрать оптимальный вариант лечения. Поговорили с врачом-онкологом, химиотерапевтом Полиной Шило о том, зачем в команде врачей, спасающих жизнь людям с онкологией, нужен терапевт и другие специалисты.

Неужели, онкологи не могут сами справиться?

Онкологи — основные врачи, которые консультируют и ведут пациентов на протяжении всего лечения. Мы достаточно хорошо владеем терапевтическими вопросами, но есть ситуации, где наши компетенции заканчиваются. К примеру, терапевта мы привлекаем, когда у пациента есть несколько конкурирующих заболеваний, и велика вероятность, что сопутствующее заболевание может представлять даже большую угрозу в краткосрочной перспективе.

Здесь на онкологе и терапевте лежит очень большая ответственность: нужно не переборщить с противоопухолевой терапией. Терапия должна быть переносимой и посильной и не усугубить течение другого заболевания.

Речь идет о достаточно сложных случаях. К примеру, нам нужно назначить женщине противоопухолевый препарат, токсичный для сердца, а у нее рак молочной железы и параллельно кардиологические проблемы. Это не такая уж редкая ситуация. Тогда мы идем к терапевту и обсуждаем, каковы возможные ограничения по применению препарата, насколько нестабильна ситуация по кардиологии, и решаем, можем ли мы дать эту противоопухолевую терапию, либо пытаемся заменить ее чем-нибудь другим.

Большинство онкологических пациентов — пожилые люди с сопутствующими заболеваниями — гипертонией, ишемией, сердечной недостаточностью, стенокардией, заболеваниями легких, желудка. Все это тоже требует лечения, особенно — на фоне объективно тяжелой терапии от рака. В такой ситуации мы действительно привлекаем терапевтов и советуемся с ними насчет тяжести сопутствующего заболевания и того, как оптимально спланировать лечение.

Еще иногда на противоопухолевой терапии может возникнуть какой-то нетипичный побочный эффект, который требует коррекции. Тогда мы с терапевтом тоже собираемся вместе и обсуждаем что делать.

Терапевтов могут привлекать при любых методах лечения рака?

Да, консультация терапевта перед операцией тоже бывает нужна. Иногда важно удостовериться, выдержит ли человек операцию. Возможно, нужно будет каким-то образом поддержать организм или что-то скорректировать до ее назначения. Например, резекция кишечника может длиться четыре часа. И перед тем, как выбрать такой вариант лечения, важно заранее разобраться, выдержит ли пациент такую нагрузку. Перед лучевой терапией к терапевтам обращаются реже, но иногда это тоже может быть полезно.

Терапевтов могут привлекать при любых методах лечения рака?

Здесь может помочь любой терапевт?

Не совсем, нужен специфический опыт работы с онкологическими пациентами. В команде должны быть терапевты, которые знают, как работают противоопухолевые препараты, что происходит на операциях, и как это все может сказаться на работе разных систем организма.

Советуетесь ли вы с другими специалистами, помимо терапевтов?

Работая с онкологическим пациентом, мы можем привлекать разных специалистов, тех же кардиологов. Здорово, что в нашей команде собрались такие разные врачи и не нужно отправлять пациента непонятно куда, а можно направить в конкретный кабинет к конкретному кардиологу. Мы вместе посмотрим УЗИ сердца и предложим рациональное решение. Это гораздо комфортнее для человека и гораздо более эффективно. Так не теряется цепочка преемственности между врачами. Мы можем собраться вместе и оценить картину целиком, чтобы назначить оптимальный вариант лечения и поддерживающей терапии.