5. Мифы о порт-системах

Мифы о порт-системах

С этой альтернативой многократным внутривенным инъекциям связано много заблуждений. Давайте разбираться.

Миф №1. Порт-система всегда будет чувствоваться и вызывать дискомфорт

Обычно уже через 7-10 дней пациенты привыкают к порт-системе и перестают ее замечать. К этому моменту ранка в месте установки заживает, болезненность проходит.

Если прошло более двух недель, а порт до сих вызывает дискомфорт, нужно обратиться к лечащему врачу, чтобы выявить и скорректировать возможную причину.

Миф №2. Такую систему ставят только при запущенном раке

Европейская онкологическая ассоциация рекомендует устанавливать порт-системы при любых онкозаболеваниях на любой стадии, если планируется несколько курсов внутривенного лекарственного лечения.

Порт позволяет избежать неприятных ощущений и психологического дискомфорта, связанных с многократными проколами вен на руках и продолжительным введением раздражающих препаратов, исключить риски флебитов (воспаление венозных стенок) и инфицирования, обеспечить легкий венозный доступ.

Миф №3. Установка порт-системы — болезненная процедура

Перед тем, как начать процедуру, хирург обязательно обезболит нужный участок. Процедура проходит под местной анестезией.

Для кого-то из пациентов установка порт-системы может быть психологически неприятной, но, если сравнивать, это похоже на поход к доктору для удаления родинки. При желании можно установить порт под внутривенной седацией: во сне.

Миф №4. Это настоящая операция с возможными осложнениями

Для установки порта действительно нужны стерильные условия, как при операции. Но процедура не требует глубокого проникновения в ткани: система устанавливается под кожу, чаще всего справа или слева под ключицей. На все про все, включая анестезию, требуется от 30 минут до часа.

Процедура высокотехнологична: вена пунктируется под контролем УЗИ, остальные манипуляции проходят под рентгеновской визуализацией или ЭКГ-контролем. Вероятность осложнений при этом крайне мала. Гораздо больше проблем может возникать при введении раздражающих препаратов в вены на руках.

Миф №5. Наличие порт-системы вызывает тромбозы

Современные технологии позволяют расположить катетер в венозном русле так, чтобы максимально снизить риски образования тромба. Вероятность воспаления и закупорки вен при обычных инъекциях гораздо выше.

Снизить вероятность тромбоза помогает правильный уход. Порт нужно промывать физраствором каждые 4 недели, если он не применяется в течение месяца. Ухаживать за системой можно самим или амбулаторно.

Миф №6. Систему нельзя удалить, она врастает в ткани

Порт-система изготавливается из биологически инертных материалов и без проблем удаляется за 10-15 минут через маленький разрез в том же месте, что и при установке. Затем достаточно наложить небольшой косметический шов.

Порт может служить до 5 лет. Если лечение более длительно, его обязательно заменяют в плановом порядке.