5. Можно или нужно ли онкопациентам вакцинироваться?

Можно или нужно ли онкопациентам вакцинироваться?

Иногда можно услышать: «Пару месяцев назад я закончил лечение рака легкого. Предлагали вакцинироваться от COVID-19, но я решил подождать, пока полностью восстановлюсь – не хочу лишней нагрузки на организм.» Оправданы ли подобные опасения о рисках вакцинации для онкопациентов? Рассказывает онколог-химиотерапевт Полина Шило.

Последние пару лет вокруг темы вакцинации поднялся особый ажиотаж. К сожалению, даже врачи нередко дают пациентам вредные рекомендации.

Принцип баланса вреда и пользы

Подход к назначению вакцинации не только онкологическим пациентам, но и вообще всем людям, точно такой же, что и при назначении любой лечебной и диагностической процедуры. Это принцип баланса вреда и пользы. Вакцинация назначается тогда, когда ее польза превышает риски (польза превышает возможные риски практически всегда).

В подавляющем большинстве случаев вакцинироваться не только можно, но и нужно. Наибольшую пользу от вакцинации получают именно ослабленные пациенты, которые находятся в группе риска тяжелого течения заболевания.

Разберемся с двумя важнейшими вопросами о вакцинации:

- Безопасно ли?

- Эффективно ли?

Безопасность вакцинации для онкологических пациентов

В подавляющем большинстве случаев вакцинироваться при онкозаболевании безопасно.

Небольшие нюансы связаны с разными подтипами вакцин. В «неживых» вакцинах в принципе нет инфекционного агента , а «живые» содержат «ослабленные» бактерию или вирус. И те, и те вакцины вызывают иммунную реакцию, но в их воздействии на организм есть определенные отличия.

Неживые вакцины

Неживые вакцины в принципе никаким образом не могут вызвать заболевание, так как его попросту нечему вызывать. Такие вакцины полностью безопасны для всех подгрупп населения. Вакцинироваться ими можно когда угодно – даже на фоне противоопухолевого лечения. Вакцины не создают «дополнительной нагрузки на организм», поэтому бояться их не стоит.

Живые вакцины

Живые вакцины иногда действительно могут представлять опасность для человека, но только при грубых нарушениях иммунитета, а такие нарушения далеко не всегда возникают даже на фоне противоопухолевого лечения. Возможность такой вакцинации обсуждается индивидуально с каждым конкретным пациентом.

Эффективность вакцинации при онкозаболевании

Теперь поговорим про эффективность. Самое неприятное, что может произойти после прививки «неживой» вакциной – это отсутствие ожидаемой иммунной реакции. То есть пользу от вакцинации мы можем ожидать с высокой долей вероятности, а риски будут минимальными. С живыми вакцинами ситуация примерно такая же.

На протяжении пары последних лет пациенты часто спрашивают нас, онкологов, о том, можно ли и нужно ли им вакцинироваться от коронавируса. Ответ прост: вакцинироваться, конечно, можно и даже нужно практически всем и практически всегда.