5. Почему противоопухолевое лечение может не помогать

Почему противоопухолевое лечение может не помогать

Онколог-химиотерапевт Полина Шило о факторах эффективности противоопухолевой терапии.

К сожалению, в онкологии мы не можем контролировать всё и предсказываем ответ опухоли на лечение только с определенной долей вероятности. Сегодня это можно сделать с весьма высокой точностью, но, увы, ни один врач не сможет дать гарантий.

На эффективность лечения влияет очень-очень много факторов

• - Тип опухоли, ее агрессивность, чувствительность к разным видам терапии, наличие биомаркеров, иммуногенности и т д.
  • - Стадия заболевания.
  • - Характеристики пациента: возраст, наличие сопутствующих патологий, психологическое здоровье.
  • - Квалификация и опыт врача, доступ к современным методам диагностики, наличие препаратов.

Иногда остаются невидимые глазу клетки

Всегда есть риск, что в организме останется какое-то количество опухолевых клеток. Это крайне сложно отследить. Оставшиеся клетки могут долго не давать начало новой опухоли и проснуться спустя какое-то время.

Подход «удалить побольше» работает не всегда. Эти механизмы не столь механистичны, и есть процессы, которые мы еще не понимаем.

Как онкологи добиваются более эффективного лечения

• - Для подбора комбинаций препаратов и подходов к терапии используются современные протоколы лечения, основанные на многолетних клинических испытаниях с участием тысяч человек.
  • - Научные исследования и разработки дают онкологом новые инструменты и подходы к терапии.
  • - Проводятся молекулярно-генетические тесты, которые могут составить точный «молекулярный портрет опухоли».
  • - Вероятный ответ некоторых опухолей на лечение оценивается через значимые биомаркеры (биологические особенности опухоли).
  • - Для улучшения психологического состояния и качества жизни пациента применяются современные методы поддерживающей терапии.
  • - Состояние человека все время отслеживается. Лечащий врач взаимодействует с другими профильными специалистами для снижения побочных эффектов и риска осложнений.

Ни один квалифицированный врач-онколог не может давать 100% гарантий, но мы никогда не бросаем своих пациентов.

Если один вариант лечения не работает, мы продолжаем вместе искать новые решения: корректируем дозы, кратность и длину курсов, если нужно, меняем препарат или подбираем новую комбинацию различных видов терапии.