5. Помогает ли онкологический скрининг

Помогает ли онкологический скрининг

О потенциальных пользе и рисках онкоскрининга рассказала онколог-маммолог Алина Никитина-Душанова.

Онкологический скрининг — это плановые обследования, направленные на поиски злокачественных новообразований у человека без каких-либо симптомов онкозаболевания или семейной истории рака. То есть это обследование здорового человека.

Скрининг онкозаболеваний — сложная и спорная тема. Рекомендации различных стран и медицинских сообществ по этому вопросу отличаются. На сегодня общепризнана эффективность скрининговых программ лишь по фиксированному ряду онкозаболеваний.

Польза скрининговых программ

- ранняя диагностика злокачественных новообразований, возможность провести более эффективное и щадящее лечение на ранней стадии заболевания

- снижение смертности от онкозаболеваний

- возможность предотвратить развитие опухоли, например, при выявлении предраковых изменений в шейке матки

Возможные риски

- ложноположительные результаты (тест показал, что рак есть, хотя это не так): вызовет лишнее беспокойство, назначение ненужных тестов и процедур

К примеру, самообследование груди рекомендовано в большей мере для женщин с семейной историей рака. Согласно ряду исследований, часто регистрируются случаи гипердиагностики рака груди, когда из-за повышенной тревожности проводятся ненужные биопсии.

- ложноотрицательные результаты (тест не выявил опухоль, хотя она есть): человек может отложить обращение за медицинской помощью даже при наличии симптомов

- раннее обнаружение опухоли иногда может лишь снизить качество жизни, а не продлить ее

Например, не всегда обнаружение рака предстательной железы становится показанием для активного лечения. РПЖ развивается очень медленно. Обнаружение опухоли на ранней стадии у пациента старше 75 лет станет стрессом для человека, хотя, скорее всего, симптомов до конца жизни так и не возникнет.

При каких видах рака скрининг доказано эффективен

Основные локализации, по которым проводились скрининговые исследования и разработаны программы скрининга:

Рак молочной железы, рак шейки матки, колоректальный рак, рак легких, рак желудка и предстательной железы.

Про скрининговые исследования

Исследования помогают врачам выяснить:

- кто должен проходить скрининг,

- какие скрининговые тесты следует использовать,

- с какого возраста и как часто следует проводить тесты,

— чтобы результаты приносили ощутимую пользу.

Анализ на биомаркеры — это скрининг?

Нет. Биомаркеры считаются неэффективным методом диагностики.

Мы можем заметить их рост у человека без онкозаболевания на фоне других состояний. Кроме того, при некоторых видах рака онкомаркеры в принципе не повышаются.

Где искать информацию по рекомендованным скрининговым программам

- приказы Министерства Здравоохранения: дополнение к приказу 404н, приказ 1130 (рак шейки матки и молочной железы)

- рекомендации NCCN, Американской и Европейской ассоциаций онкологов

- выжимки по теме онкоскрининга для пациентов (показания по возрасту, периодичность) часто доступны в поликлиниках