5. Прогноз в онкологии

Прогноз в онкологии

В разговорах про лечение рака часто звучат «n-летняя выживаемость», «вероятность рецидива» и другие подобные статистические понятия. Что они означают? Можно ли их точно предсказать для конкретного человека? Разбираемся в материале.

Что такое прогноз при лечении рака

Ожидаемый прогноз — это статистический показатель: он рассчитываются на основе анализа данных о больших группах людей с похожей клинической картиной. Точно определить прогноз для конкретного человека нельзя.

При лечении онкологических заболеваний чаще всего рассчитываются:

• - Общая выживаемость (ОВ, OS)
Период от обнаружения заболевания или начала терапии до смерти от любых причин, включая неонкологические.

Под долей ОВ за определенное время подразумевается, например, что при 5-летней общей выживаемости 70% через 5 лет от обнаружения опухоли или начала лечения будут живы 70 из 100 человек с похожей клинической картиной. Медиана общей выживаемости, например 3 года, отражает временной период, который переживет половина пациентов с похожей опухолью.

• - Выживаемость без/до прогрессирования (ВБП / ВДП / DFS).
Время от обнаружения рака или начала терапии до прогрессирования или рецидива.

Как рассчитывается примерный индивидуальный прогноз?

Врач определяет прогноз, учитывая

• - индивидуальные особенности пациента: возраст, наличие онкогенных мутаций, сопутствующие заболевания и т. д.
  • - характеристики опухоли: стадия, локализация, тип, распространенность, степень злокачественности, молекулярно-генетическое строение
  • - сведения об уже полученной терапии, реакции опухоли на лечение
  • - статистику, исследования
  • - личный опыт по ведению пациентов с похожим диагнозом

Насколько достоверны такие прогнозы?

Выводы разных врачей могут значительно отличаться. Поэтому всегда важно собрать несколько мнений. Точно предсказать, как долго проживет человек, произойдет ли рецидив и когда, нельзя. Речь идет только о статистической вероятности. Генетические исследования помогают сделать прогноз более точным. К примеру, для рака молочной железы есть генетические скрининги на риск рецидива: Mammaprint и OncotypeDx.

Основные факторы выживаемости

Стадия и тип заболевания. При любых типах рака, чем раньше была обнаружена опухоль и началось лечение, тем ожидаемый прогноз лучше. Тип рака тоже сильно влияет на ожидаемую выживаемость. К примеру, вне зависимости от стадии ожидаемая 5-летняя выживаемость при опухоли молочной железы в разы выше, чем при раке поджелудочной железы.

Приложения в помощь врачам для расчета ожидаемого прогноза

Они позволяют врачам делать более точные прогнозы, автоматически рассчитывая процентные показатели на основании введенных данных и статистики.

• - Сancersurvivalrates. Программа создана в помощь пациентам, помогает учесть множество факторов и определить предполагаемую общую выживаемость при многих типах опухолей
  • - Predict Breast. Программа позволяет рассчитать прогноз при опухоли молочной железы.