5. Рак шейки матки: цифры и факты

Рак шейки матки: цифры и факты

Статистика

Рак шейки матки – одно из наиболее распространенных женских онкозаболеваний в России и мире. По данным 2021 года, эта опухоль находится на 5 месте по распространенности среди женщин в нашей стране: обнаруживается ежегодно примерно у 14 из 100 тысяч.

Причины

По статистике ВОЗ, около 99% случаев этого заболевания – и плоскоклеточного рака и аденокарциномы – связаны с заражением онкогенными штаммами вируса папилломы человека. Хотя, есть предположение, что в иных случаях ВПЧ просто не был выявлен.

К дополнительным факторам риска, ускоряющим предраковые изменения, относятся падение местного иммунитета и биоценоза, нарушения обмена веществ, ВИЧ, промискуитет (женщины или ее партнера), курение, ряд аутоиммунных патологий и другие факторы.

В последние годы в большинстве стран благодаря программам скрининга и вакцинации от ВПЧ заболеваемость РШМ снижается.

Профилактика

Наиболее эффективное средство профилактики РШМ – вакцинация от ВПЧ (передается половым путем) в раннем подростковом возрасте (9-14 лет).

Важно! Прививка также показана всем женщинам и мужчинам от 26 до 45 лет. Даже если вирус в организм уже попал, на активацию опухолевого процесса влияет не он сам, а уровень вирусной нагрузки (количество репликаций). Прививка снижает эту нагрузку и замедляет процесс.

Процесс развития опухоли

От попадания вируса в организм до развития малоинвазивного рака проходит от 5 до 10 лет. Вирус запускает в слоях маточного эпителия процесс изменений, который начинается с дисплазии. Делится на три стадии: CIN I,II и III. Клетки в норме строго расположенных слоев постепенно перемешиваются.

Выраженные нарушение слоев до базальной мембраны (отделяет эпителий от нижележащих тканей) это карцинома in situ (рак на месте, 0 стадия). Дальнейшее прорастание опухоли уже считается инвазивной формой рака.

Симптомы и диагностика

Как правило, дисплазия и РШМ на ранних стадиях протекают бессимптомно. Для контроля и ранней диагностики необходим регулярный скрининг: раз в 5 лет, начиная с 30-летнего возраста. Количественный тест на онкогенный ВПЧ считается более информативным методом диагностики, чем мазок на онкоцитологию.

Лечение и контроль

При обнаружении онкогенного ВПЧ женщине рекомендуют вакцинироваться, чтобы снизить число репликаций вируса. Далее ведется динамическое наблюдение. При растущей вирусной нагрузке и видимой дисплазии назначается небольшая операция (конизация шейки матки).

Если так случилось, что скрининг не проводился и мы обнаруживаем процесс уже на стадии рака, метод лечения подбирается индивидуально в зависимости от стадии, гистологического подтипа опухоли, возраста и особенностей состояния пациентки.

Это может быть сочетание операции с лучевой терапией и разными видами лекарственного лечения (химио, таргетной или иммунотерапией). Вопрос о возможном сохранении фертильности обсуждается индивидуально в зависимости от ситуации и запроса женщины.

После лечения пациентка остается под регулярным контролем врачей. Приходит на плановые обследования, сдает количественные тесты на ВПЧ и мазки на онкоцитологию для профилактики рецидива.

Статья подготовлена совместно с онкологом-гинекологом
Эдуардом Гершфельдом