5. Рак щитовидной железы: цифры и факты

Рак щитовидной железы: цифры и факты

Кто чаще всего заболевает? Какой процент пациентов достигает ремиссии? Как часто случаются рецидивы? Что важно спросить у хирурга? Задали ключевые вопросы про опухоли щитовидной железы онкологу-хирургу Кристине Вабалайте.

Болезнь также называют карциномой щитовидной железы. В отличие от многих других видов рака такая опухоль в последние тридцать лет стала встречаться чаще. Может возникнуть в любом возрасте, но чаще у людей от 20 до 55 лет (2 из 3 пациентов). По статистике, 7 из 10 пациентов — женщины.

Больше всего рискуют заболеть те, кто подвергся воздействию больших доз радиации и лучевой терапии опухолей органов головы и шеи. Причем рак может развиться даже через 20 лет после облучения. Хотя, возможно, большинство пациентов никогда не подвергались воздействию радиации: чаще всего причину заболевания установить не удается.

Как правило, на ранних стадиях болезнь бессимптомна. Большинство новообразований обнаруживают случайно во время профилактического осмотра или обращения к врачам по другим причинам.

Хотя путь онкопациента — это испытание, в большинстве случаев человек уходит в ремиссию. Чаще всего встречаются папиллярный (80% новообразований) и фолликулярный рак щитовидной железы. Эти виды опухолей обычно растут медленно. Лечение оказывается эффективным в 90% случаев. Шансы особенно высоки, если опухоль обнаружили на ранней стадии.

Но. Важно иметь в виду, что частота рецидивов достигает 30%. Так что всем онкопациентам в ремиссии нужно проходить регулярные контрольные скрининги в течение всей жизни, чтобы, если что, поймать рецидив на ранней стадии.

Точный прогноз выживаемости отдельного пациента предсказать невозможно. Прогноз индивидуален и зависит от типа, размеров, распространения опухоли, наличия или отсутствия метастаз, возраста пациента и других факторов. Некоторые из их мы, к сожалению, не всегда можем определить.

Самый надежный метод диагностики рака ЩЖ — тонкоигольная аспирационная биопсия (ТАБ). Она позволяет (хотя, увы, не всегда) определить характер новообразования. А первая и наиболее важная часть лечения — это операция. Очень важно попасть к опытному хирургу. При встрече обязательно уточните, как часто он/она оперирует подобные опухоли: желательно, чтобы врач проводил не менее 100 операций в год.