5. Сохранение фертильности при хирургическом лечении опухолей женской репродуктивной системы

При желании женщины не потерять репродуктивные возможности на фоне лечения очень важно заранее все обсудить с лечащим врачом. Потенциальные варианты будут зависеть от типа опухоли, стадии заболевания и ряда других факторов. Подробнее в материале.

К сожалению, часто опухоли шейки матки, яичника и тела матки выявляются на стадиях, когда стандарт лечения предполагает обширную операцию без сохранения фертильности: полное удаление матки и придатков. Тогда единственный возможный вариант — это предварительная криоконсервация репродуктивного биоматериала: яйцеклеток, эмбрионов или ткани яичника. На более ранних стадиях, пока опухоль еще находится в пределах органа, к примеру, только в шейке матки или яичнике/ах возможен тот или иной вариант органосохраняющего хирургического лечения/

Важно

• - Если затем потребуется химиотерапия, репродуктивная функция яичников в любом случае будет угнетаться
  • - Не всегда щадящая операция показана как стандарт лечения, а значит, она может вызывать дополнительные онкологические риски

Если женщина настроена быть мамой в будущем, оптимальный вариант сохранения репродуктивной функции обсуждается и подбирается с учетом соотношения пользы и рисков совместно с лечащим врачом и репродуктологом.

Варианты органосохраняющего хирургического лечения

Рак шейки матки

При раке шейки матки сохранить фертильность возможно, если хирургическое лечение проводится на ранних стадиях заболевания. При опухоли менее 20 мм может быть назначено удаление только непосредственно шейки матки с сохранением самой матки и яичников. А на еще более ранних стадиях бывает достаточно лишь конизации — удаления конусообразного фрагмента ткани шейки матки.

Рак яичника

На ранних стадиях рака яичника тоже есть два варианта органосохраняющей терапии. При опухоли в одном яичнике может обсуждаться удаление придатков лишь с одной стороны. Если опухоль затронула оба яичника, может было назначено удаление придатков с двух сторон с сохранением матки. В этой ситуации остается вариант вспомогательной репродуктивной технологии ЭКО с донорскими яйцеклетками.

Рак тела матки

При раке тела матки даже при опухоли, ограниченной пределами органа, стандарт лечения — полное удаление матки и придатков без возможности сохранить фертильность. При желании женщины иногда на ранних стадиях может быть рассмотрен вариант лечения с помощью гормональной терапии (прогестинами) и отсрочки хирургического лечения до рождения ребенка. Этот метод не считается стандартом лечения и сопряжен с повышенными рисками. Важно, чтобы женщина была проинформирована обо всех потенциальных пользах и рисках и могла принять взвешенное решение.