5. Вакцины для профилактики и лечения рака

Вакцины для профилактики и лечения рака

Предраковые заболевания (или предраковые состояния), представляют собой изменения в тканях организма, которые могут перерасти в полноценный онкологический процесс. Такие аномальные изменения могут захватывать различные органы и ткани. Среди наиболее частых предраковых состояний можно выделить полипы в толстом кишечнике, которые могут малигнизироваться и перерастать в злокачественную опухоль, дисплазия шейки матки, которая может прогрессировать в рак шейки матки. Нередко, выделяют изменения на слизистых оболочках (лейкоплакия) и особые процессы, которые с высокой долей вероятности перерастают в рак, например, пищевод Баррета. Аналогичным образом, воздействие солнца, а точнее ультрафиолетового излучения является важным фактором риска развития актинического кератоза, который может прогрессировать в рак кожи.

Рак остается одной из ведущих причин смертности во всем мире. В последние десятилетия исследования в области онкологии значительно продвинулись, и вакцины стали важным направлением в профилактике и лечении этого заболевания. Все вакцины работают путем тренировки нашей иммунной системы, которая учится защищать организм от чужеродных захватчиков или аномальных клеток представляющих угрозу. Вакцины от рака могут быть классифицированы на две основные категории: профилактические и терапевтические.

Вакцины давно доказали свою эффективность в профилактике заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями. Первая вакцина была разработана более 200 лет назад, в последующем вакцинация помогла спасти сотни миллионов жизней по всему миру. В случае заболеваний, вызванных вирусами (например, корь, полиомиелит и оспа) и бактериями (например, дифтерия, столбняк и туберкулез), вакцины работают путем воздействия ослабленной или инактивированной версии возбудителя на организм. Так иммунная система тренируется вырабатывая антитела и становится более устойчивой к воздействию инфекционного агента. Однако в случае рака ситуация сложнее. В частности, сложность заключается в отличии восприятия нашей иммунной системой инфекционный агентов и раковых клеток. Несмотря на то, что злокачественные клетки кажутся чужеродными, нередко иммунная система считывает их как здоровые. Более того, опухоль каждого человека в некотором смысле уникальна и имеет свои собственные отличительные антигены. В результате для разработки эффективных противораковых вакцин необходимы более сложные подходы.

Профилактические вакцины против рака

Вирусные инфекции ответственны за развитие нескольких видов рака, и профилактическая вакцинация играет важную роль в снижении риска развития злокачественного процесса. Например, рак шейки матки и рак головы и шеи могут быть вызваны вирусом папилломы человека (ВПЧ), а рак печени может быть вызван вирусом гепатита B. В настоящее время одобрены две профилактические вакцины против рака:

• • Вакцина против вируса папилломы человека (ВПЧ)

Эта вакцина предотвращает заражение вирусом ВПЧ, который настолько распространен, что почти все сексуально активные люди заражаются им в какой-то момент своей жизни. Хроническая инфекция ВПЧ может вызвать несколько типов рака, включая рак шейки матки, влагалища и вульвы, рак головы и шеи, рак анального канала, рак полового члена. Для защиты от наиболее опасных штаммов вируса были разработаны вакцины, такие как Gardasil и Cervarix. Вакцина позволяет исключить заражение онкогенными штаммами и снизить онкориск.

• • Вакцина против вируса гепатита В

Гепатит B — это заболевание печени, вызываемое вирусом гепатита B (HBV). По степени тяжести оно варьируется от легкого заболевания, длящегося несколько недель (острое), до серьезного длительного (хронического) заболевания. Хроническое течение процесса впоследствии трансформируется в гепатоцеллюлярную карциному (рак печени). Это агрессивное заболевание, которое имеет низкую выживаемость. Вакцинация против гепатита B снижает риск развития рака печени.

Терапевтические вакцины против рака

Терапевтические вакцины предназначены для лечения уже существующих онкологических заболеваний. Они обучают организм защищать себя от собственных поврежденных или аномальных клеток, включая раковые клетки. Под воздействием терапевтических вакцин иммунная система сталкивается с антигенами, которые связаны с определенным типом рака. Таким образом, эти вакцины позволяют иммунной системе распознавать и уничтожать раковые клетки. На сегодняшний день, в мире существуют несколько терапевтических вакцин против рака. Среди одобренных Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) и уже применяемых для лечения различных видов рака можно выделить:

Вакцина против рака мочевого пузыря

• • БЦЖ (Бацилла Кальметта-Герена) используется для лечения ранней стадии рака мочевого пузыря. Она производится из инактивированных туберкулезных бактерий. При введении в мочевой пузырь, она помогает стимулировать клетки иммунной системы, которые затем атакуют клетки рака мочевого пузыря.
  • • Nadofaragene firadonevec (Adstiladrin®) одобрен для лечения рака мочевого пузыря на ранней стадии, который прогрессирует, несмотря на терапию БЦЖ. Данная вакцина состоит из ослабленного вируса, который активирует иммунный ответ в мочевом пузыре. Как и БЦЖ, он доставляется в мочевой пузырь через катетер.

Вакцина против меланомы

• • T-VEC (Imlygic®) — это вакцина на основе онколитического вируса, которая используется для лечения поздних стадий меланомы, которую невозможно полностью удалить хирургическим путем. Она сделана из вируса, который был генетически модифицирован для стимулирования противоракового иммунного ответа.

Вакцина против рака простаты

• • Sipuleucel-T (Provenge®) используется для лечения людей, у которых рак простаты метастазировал. Provenge создается путем забора иммунных клеток и воздействию на них клеток рака простаты, затем иммунные вводят обратно в организм. Было показано, что он увеличивает выживаемость у людей с метастатическим раком простаты.

Почему же вакцин для лечения рака так мало и какие существую проблемы в их разработке? На этот вопрос, есть несколько ответов:

• • Раковые клетки вырабатывают молекулы, которые подавляют иммунный ответ.
  • • Раковые клетки развиваются из нормальных клеток организма, поэтому для иммунной системы они не выглядят такими уж угрожающими и она их не атакует.
  • • Специфичные для рака антигены может быть трудно найти, особенно, если они присутствуют и на нормальных клетках. В таких случаях, атака иммунной системы может быть направлена и на нормальные клетки, что приведет к тяжелым побочных действиям.
  • • Опухоль может быть слишком крупной. Большие опухоли имеют больше иммуносупрессивных клеток, что ослабляет силу иммунных клеток, которые были активированы для атаки. В связи с этим вакцины могут сочетаться с другими методами лечения.
  • • У некоторых людей ослаблена иммунная система. Организм и в частности иммунная система пожилого человека и больного раком может быть истощена. В таком случае, реакция на вакцину может быть недостаточно активной и даже если иммунные клетки получат сигнал вакцины, они не смогут организовать достаточно мощную атаку.

Но несмотря на все особенности, исследования в области вакцин против рака продолжаются и новые технологии, такие как мРНК-вакцины, показывают обнадеживающие результаты. Эти вакцины могут быть адаптированы для лечения различных типов рака и имеют потенциал для создания более эффективных терапий.

В заключении можно сказать, что вакцины для профилактики и лечения рака представляют собой важное направление в борьбе с онкологическими заболеваниями. Хотя существуют определенные вызовы и ограничения, прогресс в этой области может привести к значительному улучшению результатов лечения и увеличению продолжительности жизни.