5. Всегда ли увеличенные лимфоузлы – это рак

Всегда ли увеличенные лимфоузлы – это рак

Возможны ли другие причины? Какова их вероятность? О статистике и важных аспектах этой темы рассказала врач-онколог, хирург-эндокринолог Кристина Вабалайте.

Статистика

На самом деле рак находится лишь на третьем месте из возможных причин. Чаще всего увеличенные лимфоузлы – это признак инфекционных заболеваний ЛОР-органов (нос, горло, гортань и уши), травмы и только затем – опухоли. Вероятность, что увеличение того или иного лимфоузла – это рак, составляет лишь 20 %.

Почему страдают именно лимфоузлы

В первую очередь нужно понять, что наша лимфатическая система выполняет своего рода функцию дренажа. Она отводит лишнюю жидкость из тканей и возвращает ее в кровяное русло, таким образом поддерживая жидкостный баланс в организме.

Лимфоузлы как часть этой системы несут иммунную функцию, фильтруя лимфу (ту самую жидкость), очищая ее от чужеродных агентов.

Во время инфекционных заболеваний или распространения опухолевого процесса на близлежащие ткани патологические клетки в том числе оказываются в лимфе и по лимфатическим сосудам попадают в ближайший лимфоузел. Когда в лимфоузлы попадает слишком много чужеродных клеток, они воспаляются и увеличиваются из-за перегрузки.

Во время инфекции или травмы близлежащих тканей лимфоузлы воспаляются не всегда и не у всех. В среднем это случается в 45% случаев.

Разница в симптомах

Характер изменений в лимфоузлах при инфекции, травме и онкологическом заболевании, как правило, несколько отличается.

Во время инфекции лимфоузлы обычно не только увеличены, но и болезненны. При опухолевом процессе болевых ощущений нет. Также должно насторожить одностороннее увеличение: во время инфекции лимфоузлы воспаляются симметрично с обеих сторон.

Тем не менее достоверно выявить причину увеличения лимфоузла сможет только врач. Если вы заметили одностороннее безболезненное увеличение или непроходящее увеличение лимфоузла после болезни или травмы, рекомендуется, не откладывая, обратиться за консультацией к терапевту. Врач проведет осмотр, составит предварительное заключение и направит к нужному специалисту.