5. Пункция и дренирование плевральной полости под контролем ультразвукового исследования (торакоцентез 1 полость)

стоимость: от 14 800

Торакоцентез (плевральная пункция) — основа диагностики плеврального выпота. Процедура дает возможность получить доступ к плевральной полости, определить характер скопившейся в ней жидкости и причину ее накопления. Кроме того, возможно её лечебное применение: через введение в плевральную полость лекарственных препаратов и ее дренирование.

Что такое плеврит?

Плевра — тонкая пленка, покрывающая легкое и внутреннюю поверхность грудной стенки. Полость между легким и грудной стенкой называется плевральной полостью.

В норме в ней содержится небольшое количество (3-5 мл) жидкости для снижения трения между легким и внутренней поверхностью грудной клетки во время дыхания. Эта жидкость постоянно выделяется и одновременно всасывается плеврой, чем поддерживается ее постоянное количество.

Скорость выработки плевральной жидкости составляет 0,01 мл/кг/ч. Отток плевральной жидкости происходит в несколько раз быстрее, чем ее продукция, поэтому всегда поддерживается ее оптимальный баланс.

При патологии процессы всасывания и выделения плевральной жидкости нарушаются. Избыток жидкости движется в зону низкого давления и может накапливаться в виде плеврального выпота. Объем жидкости может доходить до нескольких литров, что приводит к сдавлению легкого и появлению выраженной одышки.

Симптомы плеврита

К основным признакам плеврального выпота относятся:

- боль в грудной клетке: возникает вследствие воспаления париетальной плевры

- затруднение дыхания

- нарастание одышки при физических нагрузках и в покое

- слабость, появление сухого кашля, возникающего из-за сдавления легкого

При постепенном увеличении объема жидкости в плевральной полости одышка нарастает, при этом боль в грудной клетке может уменьшаться.

Возможные причины плеврального выпота

Плеврит (плевральный выпот) в большинстве случаев — лишь симптом какого-либо заболевания, а не самостоятельная болезнь. Всего насчитывается более 50 заболеваний, которые могут сопровождаться накоплением жидкости в плевральной полости.

Поражения плевры, связанные с опухолями, представляют особую группу плевритов. Плевральный выпот опухолевой природы может возникать как на фоне первичного поражения плевры (мезотелиома плевры), так и её вторичном вовлечении, на фоне злокачественных опухолей других локализаций.

Метастатический плеврит может возникать как осложнение рака легкого, рака молочной железы, реже — рака яичников. Крайне редко плевральный выпот может быть осложнением рака желудочно-кишечного тракта.

Инструментальная диагностика

К инструментальным методам диагностики плеврита в первую очередь относится рентген органов грудной клетки, однако этот метод может быть неинформативным при малых объемах плеврита (до 500 мл). В таком случае требуются дополнительные инструментальные исследования: УЗИ плевральных полостей и КТ органов грудной клетки.

Торакоцентез как метод диагностики и лечения плеврита

Определить характер жидкости и установить причину ее накопления помогает плевральная пункция (торакоцентез). Процедура может быть как диагностической, так и лечебной. Врач получает доступ к плевральной полости, вводя в нее специальную иглу через межреберье.

Полученная плевральная жидкость отправляется в лабораторию на исследования: цитологическое, биохимическое, посев, цитоз и другие. Эти исследования помогают определить характер жидкости и установить причину ее накопления. Если установить диагноз не удается, при необходимости плевральная пункция проводится повторно.

После установления причины плеврита необходимо приступить к лечению основного заболевания. Проводятся медикаментозная терапия и лечебно-диагностический торакоцентез: введение лекарственных препаратов в саму плевральную полость. При необходимости плевральную полость дренируют.

При рецидивирующем плевритах, резистентных к консервативному лечению, карциноматозных плевритах и мезотелиоме плевры также могут выполняться: хирургическая видеоторакоскопия, биопсия плевры, индукция плевродеза.

В таком случае пациенту требуется помощь врача торакального хирурга с большим опытом лечения данной патологии.