5. Рак кожи и ультрафиолет

Рак кожи и ультрафиолет

Ультрафиолетовое излучение опасно и канцерогенно для человека. В английском языке его вообще называют Ultraviolet Radiation. Как связаны солнечные ожоги, ультрафиолет и рак кожи? Что происходит в клетках, когда мы сгораем на солнце? Как защитить кожу и родинки? Рассказывает онкодерматолог Евгения Цыпилева.

Большинство случаев рака кожи и меланомы у человека вызывает именно воздействие ультрафиолета. Его основной источник — солнечный свет. Около 95 % УФ-лучей, достигающих земли, составляют UVA, а остальные 5 % — UVB лучи (наиболее опасны). Искусственные источники, солярии и сварочные горелки, тоже увеличивают риск развития рака кожи.

Механизм канцерогенного воздействия УФ

Воздействие УФ приводит к солнечным ожогам. Частицы обладают высокой энергией и могут повреждать ДНК клетки. То есть покраснение (уже ожог) и шелушение кожи фактически представляет собой самоуничтожение мутировавших клеток.

Есть риск, что в какой-то момент не все повреждённые клетки покинут организм. Канцерогенный эффект накопительный. Многократные солнечные ожоги повышают риск рака кожи и меланомы у людей всех возрастов.

Защита кожи и родинок

Перед выходом на улицу или походом на пляж рекомендуется взять в привычку проверять УФ-индекс в приложении погоды. Если индекс 2, желательно нанести солнцезащитный крем, если УФ-индекс 3 и выше, нанесение крема обязательно. Крем защищает не от солнца в принципе, а именно от UV-лучей. Деление на часы пик условно. Лучше всегда ориентироваться именно на УФ-индекс. Помните, что ультрафиолет может проникать на землю даже в пасмурный день.

Важно: никакой крем не дает 100% защиты. Так что время нахождения на солнце в любом случае стоит ограничивать. Желательно всегда пользоваться защитой SPF 50 и по возможности прикрывать кожу одеждой, носить широкополые шляпы и солнечные очки. Точечно обильно мазать или заклеивать родинки перед выходом на солнце не нужно. Перед более мощным направленным воздействием (лазерной эпиляцией) рекомендуется замазывать родинку белым карандашом либо заклеивать большие образования пластырем.

Подготовка белой кожи к загару

Раньше считалось, что подготовить светлую кожу к агрессивному пляжному солнцу помогает солярий. Сейчас доказано, что воздействие искусственного УФ помимо канцерогенности в целом очень вредно для кожи. Заранее готовить белую кожу (фототип 1, иногда фототип 2) ко встрече с солнцем необходимости нет. Рекомендуется лишь в первые дни обильно мазать кожу защитным кремом, желательно SPF 50, чтобы не сгореть.

Нанося крем, мы не защищаем кожу на 100%. Это значит, что вы все равно получаете свою дозу солнышка и обретаете загар, но в меньшем объеме и с меньшей, более безопасной, скоростью.