5. Второе мнение при лечении онкозаболевания

Второе мнение при лечении онкозаболевания

Обращение за вторым мнением — нормальная мировая практика. Чаще всего вторую точку зрения ищут именно онкопациенты. В каких случаях это может быть нужно и как выстроить коммуникацию с лечащим врачом и вторым специалистом? За помощь в подготовке материала благодарим врача-химиотерапевта Шейлу Джалилову.

Услуга «второе мнение» официально представлена в большинстве мировых и крупных российских федеральных и частных медицинских центров. Такие консультации доступны как очно, так и в онлайн-формате (телемедицина).

Человек может обратиться за вторым мнением по своей инициативе или получить направление прямо от лечащего врача.

В каких случаях бывает необходимо второе мнение?

• - Подтверждение поставленного диагноза и тактики лечения

При постановке онкодиагноза человек сталкивается с большой тревогой и неопределенностью. Обращение за вторым мнением помогает многим пациентам чувствовать себя спокойнее и увереннее в принятии решений.

• - Вопросы коммуникации

Терапия строится в том числе на командной работе между врачом и пациентом. Поиск второго мнения может помочь встретить своего врача, который будет учитывать критические и важные для вас моменты и предложит опции, которые помогут сделать период лечения более комфортным.

• - Доступ к дополнительным ресурсам

В городе, где живет пациент, может не быть крупного центра с нужными специалистами и медицинским оборудованием.

Тогда стоит попробовать обратиться в специализированные центры и клиники, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, для доступа к онкологической команде с большим опытом и возможностями.

• - Неоднозначные ситуации

Для большинства опухолей разработаны стандартные протоколы лечения, однако встречаются нетипичные случаи, когда мнение еще одного врача может быть полезным.

Иногда лечащие врачи сами дают направление к коллегам, которым доверяют.

Как рассказать о своем намерении лечащему врачу?

С этической и правовой точек зрения, пациент волен (может) обратиться за вторым мнением в другому специалисту.

С другой стороны, хороший врач действует в его интересах и его рекомендации чем-то обусловлены. Поэтому если вас что-то беспокоит, поделитесь этим и задайте вопросы сначала ему.

Если ответов получить не удалось, вежливо и корректно сообщите врачу о своем намерении и спросите, как он к этому отнесется. Обязательно согласуйте сроки, в течение которых вы сможете вести поиски безопасно для своего здоровья.

Где найти врача для второго мнения?

Лечащий врач может сам порекомендовать компетентного коллегу. Также могут помочь служба «Просто спросить» фонда «Не напрасно», фонд «Онкологика», служба «Ясное утро» и другие организации.

Как построить диалог со вторым врачом?

Стоит сразу сказать, что вы пришли за вторым мнением. Это позволяет сэкономить время и провести консультацию эффективнее.

Помимо всех медицинских документов обязательно покажите врачу заключение о диагнозе и предложенном ранее плане лечения.

Как затем вернуться к своему врачу?

Спросите, что врач думает о рекомендациях коллеги, чем аргументировано его мнение. Как тот или иной вариант лечения скажется на дальнейшей жизни.

Искать наилучшие возможности совершенно нормально. Ведь наша общая задача подобрать самое эффективное решение. Главное не забывать, что проведенное лечение всегда лучше, чем бесконечный поиск.