5. Злокачественные опухоли яичников — что следует знать

Злокачественные опухоли яичников — что следует знать

ЗОЯ — это большая группа разнородных заболеваний. К ним относятся как эпителиальные (рак), так и неэпителиальные опухоли. Насколько они распространены, как проявляются, почему могут возникать и как снизить риски? Статья подготовлена совместно с врачом онкологом-гинекологом к.м.н. Эдуардом Гершфельдом и врачом-гинекологом, хирургом к.м.н. Кириллом Грибовым.

Частота встречаемости

Рак яичников занимает 8-е место в структуре онкологической заболеваемости в мире и 3-е по распространенности среди онкозаболеваний женской репродуктивной системы.

По оценкам ВОЗ, в 2020 году в мире рак яичника был обнаружен примерно у 8 из 100 тысяч женщин. В России за этот период заболели 13144 женщины (около 17 из 100 тыс.).

Симптомы

Отсутствие скрининговых программ обусловливает редкое обнаружение злокачественных опухолей яичника на ранних стадиях. Чаще всего это случайные находки при лечении других заболеваний женской репродуктивной системы.

Дело в том, что в начале ЗОЯ, как правило, протекают бессимптомно или проявляются не специфично.

Могут беспокоить: изменения менструального цикла, вздутие и чувство тяжести в животе, незначительные боли внизу живота, кровомазания. Именно с подобными жалобами женщина чаще всего впервые обращается к врачу.

Для поздних стадий (распространенного процесса) характерны: асцит (накопление жидкости в брюшной полости), плеврит (жидкость в плевральной полости), явления частичной или полной непроходимости кишечника.

Факторы риска

• - Возраст. Средний возраст заболеваемости — 63 года
  • - Курение. Риск повышается в 2 раза и растет со стажем курения
  • - Малоподвижный образ жизни
  • - Ожирение
  • - Раннее начало менструации (до 12 лет), позднее наступление менопаузы (после 52)
  • - Большое количество беременностей и родов
  • - Наследственность. Около 20-25% случаев обусловлены мутацией в генах BRCA 1/2
  • - Синдром Линча

Что делать

1. 1. Не реже раза в год посещать гинеколога, даже при отсутствии жалоб.
  2. 2. Если в вашей семье были случаи злокачественных новообразований, желательно пройти генетическое тестирование.

При обнаружении высокого наследственного риска врачи порекомендуют дополнительные исследования и дадут индивидуальные рекомендации в каждом конкретном случае.

В последние годы благодаря все большей информированности женщин и появлению новых препаратов и схем лечения отмечается тенденция к увеличению продолжительности жизни среди пациенток с заболеваниями этой группы.